Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. Это нам взрослым, у которых эти процессы давно автоматизированы, кажется всё это элементарным. Но далеко не всем детям легко и просто удаётся освоить письмо и чтение. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее своих сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать или заменять буквы, писать все слова или предлоги со словами вместе и наоборот – из одного слова сделать два. Относить эти ошибки к невнимательности будет ошибочно. Такого рода ошибки называются специфическими. Прежде всего, их необходимо проанализировать. Если специфические ошибки у ребёнка встречаются редко, от случая к случаю или, вообще, единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Но если эти ошибки повторяются в каждой письменной работе – значит, они носят стойкий характер. Наличие стойких специфических ошибок на письме говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – это так называемая дисграфия. А вот наличие стойких специфических ошибок при чтении – это дислексия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия.
На какие же ошибки следует обратить внимание прежде всего?
- если дети смешивают буквы при чтении и на письме по так называемому оптическому сходству: б-д, п-т, и-у, о-а, З-Е, л-м, н-к, х-ж, ш-щ, и-ц и др.,
- ошибки, связанные с нарушением произношения; дети пишут так, как говорят: «сапка» - шапка, «лакета» - ракета,
- ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: дети путают гласные ё-ю, о-у, согласные – чаще звонкие и глухие парные, ч-ц, ч-т’, ч-щ, свистящие - шипящие,
- пропускают буквы, слоги, не дописывают слова,
- если при письме наблюдается «застревание» на буквах и слогах: «берёёза», «рабобота»,
- большой % ошибок у детей может быть связан с неумением обозначать мягкость согласных на письме: «свокла» - свёкла, «крылцо» - крыльцо,
- дети пишут слова, предлоги со словами слитно или наоборот слова делят на части: «ок» «но»,
- дети с дисграфией не держат строку, игнорируют заглавную букву, точку в конце предложения.
Что делать и чего делать нельзя, если у ребёнка дисграфия или дислексия?
Ещё раз хочу напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
Не следует браться за дисграфию и дислексию самостоятельно. Необходимо обратиться к специалисту - дефектологу. Ни в коем случае не слушайте того, кто порекомендует вашему ребёнку больше писать и читать. Не заставляйте ребёнка все выходные и каникулы читать, списывать огромные тексты и писать под диктовку. Вы и ваш ребёнок зайдёте в тупик – количество ошибок будет только увеличиваться. Подход к ребёнку, страдающему такими нарушениями, должен быть совсем другим. На первых этапах работа идёт в основном устная – упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ и синтез слов.
Чем же вы, как родители, можете помочь детям? Первый совет дефектолога – развивайте речь ребёнка, чаще разговаривайте с ним. Учительница, наверное, предложит вам список книг, которые вашему ребёнку необходимо будет прочитать летом. Уважаемые родители, найдите время почитать с ребёнком вместе. Например, готовите ужин – посадите ребёнка на кухне, пусть он вам почитает. Задайте вопросы по прочитанному, чтобы понять насколько он понял содержание. Вопросы задавайте так, чтобы они требовали развёрнутого ответа. Попросите ребёнка пересказать то, что он прочитал. А завтра пусть он расскажет это же бабушке или дедушке.
Работая таким образом с ребёнком, вы не только закрепите и улучшите навык чтения, но и разовьёте речь и память ребёнка.
Как ещё можно развивать речь у ребёнка? Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Научно доказано, что развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребёнка. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения: рисование, штриховка, обведение по контуру, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам в тетради, разминание пальцами теста, пластилина, нанизывание бусинок, пуговиц, шнуровка, вырезание ножницами, конструирование из бумаги и др. Эти упражнения будут не только способствовать развитию речи, но и развивать мускулатуру руки, а значит, помогут улучшить почерк ребёнка.
Есть ещё одно, на мой взгляд, важное и нужное упражнение. Называется оно «Корректурная проба». По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не менее 5-ти раз в неделю (но лучше ежедневно) в течение 5-ти минут через 2-3 месяца количество ошибок уменьшится. Дома можете дать ребёнку какую-нибудь книгу, желательно не интересную с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге ребёнок должен ежедневно зачёркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда количество пропущенных букв уменьшится, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, другую обводить в кружок. Буквы могут выбираться произвольно, но сразу не желательно давать гласные «а» и «о», т. к. их слишком много в тексте. Также, если дети смешивают близкие по звучанию буквы, то давать задания с этими буквами следует несколько позднее. Результат после выполнения такого рода заданий появится не сразу, но он обязательно будет.
Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Необходимо набраться терпения.
В завершение нашего разговора хочу пожелать вам, уважаемые родители, терпения и успехов в обучении и воспитании ваших детей, пусть ваши дети будут здоровы. Давайте беречь их и любить такими, какие они есть: с дефектами или без дефектов, с проблемами или без них. Давайте надеяться на то, что когда-то они оправдают наши надежды.
Ранняя профилактика дисграфии
Предупредить возможность возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста возможно путём устранения у них уже появившихся её предпосылок. Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребёнка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна бы быть сформирована к данному возрасту. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребёнок не взялся за ручку и тетрадь. Как только это произойдёт – мы её (дисграфию) сразу увидим наяву.
Основная опасность состоит в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребёнка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда и появляется смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт!»
Не пройдёт это с возрастом, а только ещё больше укоренится и к тому же «обрастёт» массой других нарушений.
Когда мы говорим преодолении уже имеющихся предпосылок дисграфии, то это, образно говоря, меры пожарного порядка – необходимо срочно «подправить» какие-то «западающие» звенья до начала обучения ребёнка грамоте. Но эти меры являются уже порядком запоздалыми. Поэтому теперь мы поведём речь о том, как такого «западания» избежать, как предупредить саму возможность его появления.