Артикуляционная гимнастика

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
  • упражнения выполнять перед зеркалом в непринуждённой форме.

 

Построить забор

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбаться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти – десяти.

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

Методические указания:

  • Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  • Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 

Наказать непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются, лопатка получается.

Ты под счёт её держи до пяти, до десяти.

 

Лопатка

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

 

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и варенье оближу.

 

Индюк

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания:

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Малышата – индюшата лапками топочут,

Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»

 

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  • Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.

 

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. ТО же самое можно и в положении – рот приоткрыт- широким языком к верхней, затем к нижней губе.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

 

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания:

  • Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.

Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит:

«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

 

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Это Вам поможет подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно не смог освоить.

поделиться в:
Контакты
Адрес: 212012, Могилёвская область, Могилёвский район, город Могилев, улица Челюскинцев 181
Телефон: 8 0222 64-53-24
e-mail: mogilev_school17@octroomog.by
Регистрационный номер: 7141102281
Меню раздела
Поиск по сайту