Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении письму.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.
Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание мызыкальных инструментов, пение птиц и др.) и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые звуки.
Игры на развитие фонематического слуха:
- придумай слово со звуком…(например, С);
- определи в слове первый, последний звук;
- разложи вещи по полкам – на первую полку положи картинки, в названиях которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце;
- «собери овощи в лукошко» - собирая овощи ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается их названия.
Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.
Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.
Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.