- Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз):
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук одновременно;
- правой и левой по очереди.
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
- Вращение кистями рук (по 10 раз):
- в правую, затем в левую сторону;
- вовнутрь (обеими кистями);
- наружу.
- Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):
- одновременно;
- правой, левой по очереди.
- Пригибание кистей рук (по 10-15 раз):
- одновременно;
- правой, левой по очереди.
- «Пальчики здороваются» — соприкосновение подушечек пальцев (по 10-15 раз):
- пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
- пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;
- то же одновременно двумя руками;
- пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.
Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличивается.
- Массаж ладоней и пальцев.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил –
Тебе ничего нет!
- Массаж прижимающий:
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся по дороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем по очереди прижимать каждый ноготь, катать его на подушечке влево - вправо. На каждую сточку – нажим на один палец).
- «Щелчки»
Поднял ушки бурундук,
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, -
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук
И без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук,
Вот и слышен перестук!
(Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз).
- «Ладонь – кулак».
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились!
(Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
(Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот).
- Упражнение с пробками.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
(Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать пальцами, не отрывая «обувь» от стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.)
- Комканье платка.
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
(Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).
- Семья.
(соединить запястья, поочередно соединяя пальцы, начиная с больших, в конце соединить все пальцы.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
- Братья.
Выполни задание одной рукой.
Пальцы в кулак, поочерёдно отгибаем пальцы, начиная с большого.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Выполни задание двумя руками.