НОУ "УМКИ"

 
Ты увлекаешься исследовательской деятельностью? Ты любишь открывать вокруг что-то новое и делиться открытиями с друзьями? Ты хочешь внести свой вклад в развитие науки? Тогда тебе сюда!
НОУ – добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности. Ребята под руководством педагогов занимаются проведением семинаров, научно-практических конференций, разработкой проектов, выступают с лекциями, докладами. Эта работа позволяет не только разнообразить школьную деятельность, но и является отличной базой для обучения на более высокой ступени образования.
Конечно, в обществе ждут ребят творческих, любознательных, трудолюбивых, целенаправленных.
Если ты соответствуешь этим качествам, тогда – добро пожаловать!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы исследовательской деятельности в школе
Этап 1. Подготовка к проведению учебного исследования:
А) определение объектной области, объекта, предмета исследования;
Б) выбор, формулировка и обоснование темы исследования;
В) определение цели и задач исследования;
Г) определение гипотезы;
Д) составление плана исследовательской работы;
Е) определение методов исследования.
Работа над исследованием начинается с обозначения сферы исследовательской деятельности, которую составляют три элемента: объектная область, объект и предмет исследования.
Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В нашем случае объектной областью исследования является история или обществоведение.
Проблема исследования как категория предлагает исследование  неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет  исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Предметом исследования могут быть исторические события, явления, процессы в целом, отдельные его стороны, а также отношения между отдельными сторонами и целым.
Предмет исследования определяет его тему, цели и задачи.
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы.
Выбор темы учебного исследования определяется интересами самого исследователя – учащегося. При этом должны быть учтены реальные возможности выполнения им исследовательской работы.
Для большинства учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные или сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую» тему, которая неизвестна лишь для начинающего исследователя. Поэтому при выборе темы нужна помощь научного руководителя.
При выборе тем учебных исследований полезно учитывать сформулированные  А.И.Савенковым следующие рекомендации:
– тема должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы);
– тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь;
– тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
– тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;
– тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;
– тема должна быть доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать);
– тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;
– работа над темой должна быть обеспечена ресурсами, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.
Важно помнить о традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности темы исследования – обязательное требование к любой работе. Показателем актуальности является наличие в данной области исследования какой-либо проблемы, т.е. некой противоречивой ситуации, требующей разрешения. Появление проблемы может быть связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые исторические явления, объяснять ранее неизвестные факты, или наоборот, изменившаяся историческая ситуация заставляет по-новому взглянуть на ранее известные исторические факты и события. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, переосмысления исторических фактов, процессов, явлений, определения их значения.
Освещение актуальности, как и формулировка темы, должно быть точным и лаконичным.
Определение цели и задач исследования. Под целью принято понимать планируемый результат деятельности. В контексте исследовательской деятельности такое понимание цели не вполне удобно, поскольку в ситуации неопределенности зачастую невозможно заранее указать, каким будет результат исследования, поэтому в формулировке цели указываются лишь намерения исследователя.
Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «сформулировать», «установить», «обосновать», «провести», «выявить» и т.д.
В исследовательской работе по истории целью может быть определение характеристик исторических явлений, событий, изучение развития явлений, событий, описание новых явлений, событий, выявление общих закономерностей, создание классификации признаков и т.д.
Цель конкретизируется в задачах. Задача – это то, что надо сделать, чтобы достичь цели, разрешить проблему исследования. Задачи лучше всего формулировать  в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится от наименее сложных к наиболее сложным, а количество их определяется глубиной исследования.
Названия глав рождаются именно из формулировок задач.
Совокупность вопросов-задач, по сути, задает программу исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этап 2. Проведение исследования
  Применительно к историческим исследованиям, этот этап начинается на стадии изучения литературы и письменных источников.
Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?
В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.
Общие рекомендации для работы с литературой:
1.Изучение научных публикаций  по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.
2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.
3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:
А) просмотровое чтение –  знакомство с общим содержанием книги;
Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;
В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.
4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.
5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.
6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.
После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).
На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.
Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  Этап 3. Оформление результатов исследования
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования). После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе. Вывод по главе  обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.
Практические рекомендации учащимся и их руководителям по написанию и оформлению текста учебного исследования приведены в статье Е.В.Зачёсовой [7]. 
Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объем тезисов не должен превышать более 4000 знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:
- объем учебного исследования,
- количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы,
- объект исследования,
- цель и задачи учебного исследования,
- описание полученных результатов и их актуальности,
- краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части.
Введение содержит:
 – отношение автора к изучаемой проблеме,
 – оценку современного состояния изучаемой проблемы,
 – обоснованность и необходимость проводимых им исследований,
 – обоснование актуальности темы исследования,
 – определение целей и задач исследования,
 – формулирование гипотезы (если необходимо),
 – определение методов исследования,
 – значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.
Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:
– выбора направления исследования и объекта исследования,
– описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,
– описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,
-– обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования. 
Этапы исследования должны отражать:
– обоснованность выбора направлений исследования.
– методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,
– обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.
Заключение содержит:
– краткие выводы по результатам исследования,
– предложения по их практическому использованию,
– указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.
Список использованных источников составляется в конце исследования.
Приложения являются дополнительным иллюстративным материалом учебного исследования. Приложения оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте.
Отчет может быть представлен в форме доклада, научной статьи, реферата и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные этапы учебной исследовательской деятельности
1.     Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы
2.     Определение цели исследования позволяет точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.
3.     Выбор объекта исследования, (при проведении эксперимента – формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
4.     Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экстерементальными) данными и логическими соображениями.
5.     Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели – не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий,  показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).
6.     Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора – краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.
7.     Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.
8.     Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов.
9.     Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и  данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.  На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются  направления дальнейшей работы.
10.    Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомнить­ся в истинности предложений, а может внести изменения в их форму­лировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
11.    Формулирование выводов. Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истин­ности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
12.    Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.
Структура Введения исследовательской работы
4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы
5. Основная часть исследовательской работы
Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
Выбор материала, методов для проведения исследования.
Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
Описание этапов проведения исследования.
Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).
6. Заключение
(краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
7. Используемая литература
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
8. Приложения
(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, работа будет сответствовать всем нормам и требованиям.
поделиться в:
Контакты
Адрес: 212012, Могилёвская область, Могилёвский район, город Могилев, улица Челюскинцев 181
Телефон: 8 0222 64-53-24
e-mail: mogilev_school17@octroomog.by
Регистрационный номер: 7141102281
Поиск по сайту